Город Ковров основан в 1778 году
г Ковров | история | события | каталог | арт | справка
чат | форум | ГАЛЕРЕЯ | погода

Исторический очерк о русском городе Коврове

В середине XII столетия на высоком берегу р. Клязьмы князь Андрей Юрьевич Боголюбский основал село Рождественское с деревянной Церковью в честь Рождества Христова. С этого времени и начинается история города Коврова, насчитывающая более восьми веков.

В XIII веке Рождественское вошло в состав Стародубского княжества. Много раз в рядах стародубской дружины ходили рождественцы на татар и литовцев. В 1380 г. под началом князя Андрея Федоровича Стародубского бились они в полку «правой руки» на Куликовом поле.

Правнук и тезка князя, князь Андрей Федорович Кривобордкий-Стародубский в середине XV столетия поселился в нескольких верстах от села Рождественского. Его единственный сын князь Василий Андреевич жил уже в самом Рождественском, где выстроил укрепленный замок-дворец, состоял на службе у московских великих князей Ивана III и Василия III и находился на воеводстве в дальних краях, охраняя рубежи Русского государства. В 1503-1506 гг. князь Василий Андреевич был первым московским наместником в Великой Перми, приводя под руку Москвы обширный пермский край.

По дошедшей до нас легенде, в одной из битв с татарами захватил он ханский шатер и взял на память о славной победе дорогой восточный ковер, поэтому в истории этот князь известен с прозванием «Ковер». Так это случилось или иначе, но дети князя Василия писались уже князьями Ковровыми. Центр их владений, село Рождественское, с середины XVI века стало именоваться Рождественское-Ковровых или Рождественское-Коврово. Богатой была Рождественская вотчина. В Клязьме было много стерляди и лосося. Водились бобры, имелись богатые охотничьи угодья, строевой и дровяной лес. В 1567 г. князь Иван Семенович Ковров передал свою родовую вотчину Суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю, во владении которого село Рождественское-Коврово и оставалось вплоть до 1764 г. Нелегкие испытания довелось пережить жителям села в пору печально знаменитого Смутного времени начала XVII столетия. В марте 1609 г. воевода самозванца Лжедмитрия II пан Лисовский с отрядом поляков и изменников-казаков захватил штурмом и полностью уничтожил Стародуб на Клязьме, сжег окрестные села, в числе которых было и Рождественское-Коврово. Но прошли годы Смуты, и вновь возродилось село над Клязьмой.

Еще в XVI веке по указу царя Ивана IV Грозного в Рождественском стали проходить ярмарки, съезжалось на ярмарки множество купцов, крестьян и посадских людей. Село позже стало именоваться Коврове, а ярмарки так и оставались Рождественскими. Расцвет Рождественских ярмарок в Коврове относится к началу XVIII столетия. Важным было и то, что Коврове находилось на берегу судоходной реки, через село проходила также большая дорога из Москвы в Нижний Новгород. До сих пор, как напоминание о богатстве села Коврове в конце XVII века, высится над Клязьмой каменный пятиглавый Христорождественский собор, выстроенный в 1680-1690 гг.

Новая страница ковровской истории началась в царствование императрицы Екатерины II. Напуганная пугачевским бунтом, государыня начала проводить губернскую реформу, предусматривающую возникновение новых уездных центров. По указу от 1 сентября 1778 г. в составе Владимирского и Костромского наместничества был учрежден Ковровский уезд, а село Коврово получило статус уездного города.

В первые десятилетия Ковров претерпел многие трудности. Несколько раз пожары почти до тла уничтожали деревянные городские строения, особенно в 1788 и 1834 гг., когда превратились в пепел не только дома, но и городские архивы. Внешние обстоятельства для города складывались также неблагоприятно. Император Павел I в 1796 г. «разжаловал» Ковров из уездного в заштатный город. Хотя преемник сумасбродного государя Александр I восстановил в 1804 г. Ковровский уезд, но проложенное после 1830 г. новое Московско-Нижегородское шоссе обошло Ковров стороной, пройдя в 18 верстах к югу от него. К середине XIX века захирела городская торговля, обмелела и ушла, изменив свое русло, от Коврова Клязьма. Многие ковровские купцы переселились в другие губернии. Казалось, что у Коврова нет никаких перспектив развития и роста.

Однако изменилась ситуация в стране в целом. Неудачная для России Крымская война 1853 - 1856 гг. выявила насущную необходимость в развитии внутенних путей сообщения. Одной из первоочередных задач стала организация строительства железных дорог в стране. 26 января 1857 г. император Александр II утвердил устав Главного общества российских железных дорог. За 10 лет предполагалось построить 4000 верст железных дорог. Самым важным стало устройство железной дороги в 410 верст между Москвой и Нижним Новгородом - крупнейшими торговопромышленными центрами России. Было установлено, что новая магистраль пройдет в непосредственной близости от Коврова. Работы по строительству Московско-Нижегородской железной дороги начались весной 1858 г. и велись долго.

Первый рейсовый поезд из Нижнего Новгорода в Москву потерпел аварию у станции Ковров-1. Почти два года ликвидировали всевозможные недоделки. 17 апреля 1867 г. у ковровской станции рухнули в реку два пролета железнодорожного моста через Клязьму и здание водокачки. Поврежденный мост так и не был восстановлен.

К 1871 г. русские инженеры возвели новый мост на берегу, почти параллельно течению реки. Затем под ним прорыли канал, и течение Клязьмы было изменено, река приблизилась к городу. Фермы моста, дабы на него в тумане не наскочили баржи и пароходы, окрасили в ярко-красный цвет. Поэтому железнодорожный мост в Коврове до сих пор именуется «Красным мостом».

Несмотря на все неурядицы дорога начала действовать, и маленький уездный город Ковров превратился в важный промышленный центр.

В 1861 г. Главное общество российских железных дорог и Ковровская городская дума заключили соглашение о продаже принадлежавшего городу земельного участка под Центральные железнодорожные ремонтные мастерские при станции Ковров-1. «Центральные мастерские» решено было строить в полуверсте от Коврова на берегу реки Клязьмы. Выбор места обусловило само название, так как станция Ковров-1 находилась почти в центре Московско-Нижегородской железной дороги. В августе 1862 г. был разработан проект мастерских. В 1862-1864 гг. под наблюдением барона А.И. Дельвига возводились слесарные, столярные и обойные отделения, малярный и лесопильный цеха вагонных мастерских, а также паровозосборочный, котельный, токарно-колесный, кузнечный и чугунолитейный цеха паровозных мастерских. В одноэтажных зданиях мастерских были установлены 4 паровые машины общей мощностью в 116 лошадиных сил, 2 вагранки, 44 кузнечных горна, 3 паровых молота и более 300 различных станков, верстаков и приспособлений. Рядом с мастерскими вырос поселок для рабочих и служащих с магазинами, клубом, столовой, школой. В течение девяти лет исключительно на добровольные пожертвования мастеровых возводилась заводская церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Ковровские железнодорожные мастерские начали функционировать по своему назначению в августе 1864г. С 1866 г. Ковровские железнодорожные мастерские занимались не только ремонтом, но и постройкой железнодорожных вагонов собственной конструкции. Здесь были созданы первые в России пассажирские вагоны с индивидуальным паровым отоплением, впервые сконструированы и построены специальные вагоны для перевозки живой рыбы, багажа, креслокроватный вагон, а также образцовый товарный «нормальный вагон». Ковровские мастерские первыми в России разработали систему водяного отопления в пассажирских вагонах, построили классные вагоны, типовые для всех железных дорог Российской империи. На Санкт-Петербургской мануфактурной (1870 г.) и I Всероссийской политехнической (1872 г.) выставках мастерские за представленные изделия получили золотую медаль и высшую награду - право помещать на своей продукции изображение государственного герба.

В 1882 г. после участия в Московской промышленно-художественной выставке с несколькими десятками экспонатов (наибольший интерес представляли модели вагонов и макет зданий и путей Ковровских мастерских), право использования государственного герба на продукции мастерских было дополнительно утверждено.

В Ковровских железнодорожных мастерских были созданы первые в России военно-санитарные поезда.

Согласно специальному мобилизационному расписанию, Ковров входил в число пунктов по формированию военно-санитарных поездов. При Ковровских железнодорожных мастерских хранилось имущество для снаряжения двух военно-санитарных поездов. С началом войны летом 1914 г. мастерские в короткий срок построили эти поезда. Каждый состав включал 22 вагона IV класса для раненых, 2 вагона VI класса для персонала и офицеров, в 5 вагонах III класса были перевязочные, столовая, канцелярия и помещения для санитаров, а также 4 товарных вагона для кухни и складов. Такой поезд мог принять до 400 раненых, имел специальные вагоны для тяжелораненых и лежачих раненых, а также для бани и аптеки. Укомплектованные поезда уходили на Западный фронт. Всего в России за военные годы было сформировано более 260 поездов, из них значительная часть создавалась и ремонтировалась в Коврове.

Имея важное оборонное и народнохозяйственное значение, ковровские мастерские расширялись и модернизировались. Еще на рубеже XIX-XX веков были выстроены новый токарный цех, рессорные и модельные мастерские. В 1915-1918 гг. по другую сторону железнодорожных цехов выросли строения нового чугунолитейного цеха.

В годы советской власти ковровские мастерские были переформированы в ремонтный завод. В 1930 г. туда поступил заказ на ремонт партии импортных экскаваторов. Данное обстоятельство определило дальнейшую судьбу предприятия. Когда возник вопрос о возможности производства Отечественных землеройных машин, то было решено образовать в Коврове экскаваторный завод на базе прежних мастерских. Первый советский экскаватор «Ковровец» - паровая машина на железнодорожном ходу с ковшом вместимостью 2,5 м3, был построен на заводе в апреле 1931г. Всего из заводских цехов вышло 177 машин этой марки. С 1934 г. Ковровский экскаваторный завод (КЭЗ) перешел на выпуск паровых полноповоротных гусеничных экскаваторов ППГ-1,5 с ковшом вместимостью 1,5 м3 , а с 1936 г. начал освоение дизельной землеройной машины на гусеничном ходу ЛК-0,5. В 30-е годы завод выпускал также краны. Ковровские экскаваторы использовались на всех крупнейших стройках страны, в том числе на строительстве Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга.

Великая Отечественная война прервала мирный труд ковровчан. Экскаваторный завод перешел на выпуск оборонной продукции: фугасных авиационных бомб, деталей знаменитых «Катюш», артиллерийских снарядов. В конце 1941 г. на заводе построили и отправили на защиту Москвы бронепоезд «Ковровский большевик».

Более тысячи экскаваторостроителей ушли на фронт. 350 человек, ушедших с экскаваторного воевать, отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Их имена золотом высечены на мраморной стелле заводского мемориала, где бьется пламя Вечного Огня. Среди них - имя бывшего слесаря котельного цеха Алексея Васильевича Лопатина, Героя Советского Союза. Орденами Славы Родина наградила 20 заводчан.

Еще задолго до окончания войны, в 1944 г. на заводе началось проектирование нового одноковшового экскаватора. В конце 1945 г. впервые в СССР и в мировой практике заводскими инженерами и технологами был сконструирован и поставлен на промышленное производство универсальный механический экскаватор Э-505 с гидравлическим управлением и ковшом вместимостью 0,5 м3. За создание этой машины группа заводских конструкторов была удостоена Государственной премии.

В 50-е годы завод выпускал дизельные экскаваторы-краны Э-656 на пневмоколесном ходу с ковшом вместимостью 0,5 м3 и грузоподъемностью 10 т, а также бурильно-крановые машины БКГМ-АН-63, предназначенные для бурения в различных грунтах углублений диаметром до 0,5 м и глубиной до 1,7 м и установки столбов длиной до 9 м и массой до 600 кг. С 1956 г. началось производство экскаваторов Э-651 с увеличенной до 0,65 м3 вместимостью ковша. После модернизации эта машина выпускалась под марками Э-652 - с пневматическим управлением, Э-653 - на уширенно-удлиненном гусеничном ходу с профильным ковшом для мелиоративных работ, Э-6516 - с дизель-электрическим приводом.

С 1949 г. ковровские землеройные машины впервые в СССР стали поступать на экспорт. В 1961 г. партия электрических экскаваторов Э-654 была отправлена в Египет на строительство Асуанской ГЭС. За большие успехи в оснащении строительства и промышленности экскаваторами Ковровский экскаваторный завод 1966 г. был удостоен высшей советской награды - ордена Ленина.

В начале 70-х годов прошел испытания, а с 1974 г. был поставлен на конвейер гидравлический экскаватор ЭО-4121. С тех пор сменилось уже несколько моделей, но в целом гидравлические землеройные машины завод производит и по сей день. Всего на Ковровском экскаваторном заводе с 1931 по 1996 г. выпущено 90 тысяч экскаваторов.

Ковров, развитый промышленный город, имеющий, помимо экскаваторного завода, целый ряд крупных промышленных предприятий, в 1998 г. отметил 220-летие своего «городского» статуса.

ФРОЛОВ Н.В.

 
Рейтинг@Mail.ru

webmaster
© www.kovrov33.ru 2000—2024
При использовании информации с сайта www.kovrov33.ru ссылка на сайт обязательна.
г Ковров