Город Ковров основан в 1778 году
г Ковров | история | события | каталог | арт | справка | ICQ
чат | форум | ГАЛЕРЕЯ | погода

 

Николай Белов. Акварель

У каждого художника есть право на полную свободу творческого самоопределения, на эксперимент, на индивидуальное высказывание, на собственный пластический язык. Право просто быть тем, кто он есть, в меру отпущенного природой дарования.

Николай Белов

Николай Белов выбрал акварель — технику своевольную, капризную, дающуюся далеко не каждому и требующую точной и быстрой фиксации задуманного сюжета. Возможно, по этой причине акварель — техника редкая для персональных выставок. Акварели художника привлекают чистотой, прозрачностью красок и неким тихим достоинством, а лирическая настроенность, неизбежно являющаяся при созерцании природы, придаёт его произведениям очень личностную окраску.

Уроженец Чувашии, выпускник худграфа Чувашского Государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева (1980), в отличие от большинства других живописцев, в детстве не мечтал стать художником. В школе ему явно не везло с учителями рисования, они менялись слишком часто. Как это иногда бывает, всё решил случай. После выпускных экзаменов Николай случайно забрёл в школу и увидел занятие кружка изобразительного искусства. Некоторое время он наблюдал за работой детей, а затем обратился с просьбой к преподавателю показать, как работают акварелью. Вячеслав Александрович (Шкунов) за час написал натюрморт и разрешил Николаю его повторить. Эксперимент удался, он повторил натюрморт «в точности». Этот эпизод оказался решающим в его судьбе — он стал студентом худграфа.

Давно замечено, что некоторые явления в жизни человека имеют тенденцию к повторению. «Текучесть кадров» преподавательского состава в институте была не меньше чем в школе, но будущий художник стремился впитывать в себя от каждого преподавателя то, что пригодится в будущем. Особое влияние на него оказали: Заслуженный художник РСФСР Р.Ф. Федоров, у которого он позаимствовал тягу к декоративности в живописи; Ефейкина Адель Акимовна, благодаря которой на третьем курсе он увлёкся графикой. Линогравюра, уголь, рисунок пером на некоторое время заняли все его помыслы. Но более всего отложились в памяти практические и теоретические советы и наставления Народного художника Чувашии Николая Васильевича Овчинникова, под руководством которого была написана дипломная работа. Художник реалистического направления в живописи, идеалом которого был А.А. Пластов, учил студентов не стесняться того, что называют ремеслом, потому что ремесло — это тот инструмент, благодаря которому художник обретает свободу в творчестве, способность воплотить любой из своих замыслов.

Ковров. Старый город

Спектр привязанностей Н. Белова в мировой и отечественной живописи можно назвать достаточно разнообразным. В студенческие годы восхищался замечательным рисовальщиком, учеником И.Е. Репина, Николаем Фешиным, импрессионистами: Клодом Моне и Тулузом-Лотреком. С годами оценил настоящего виртуоза в живописи А.А. Пластова. В последнее время стал больше тяготеть к поэтичности пейзажей И.И. Левитана. Из акварелистов отмечает К.И. Рудакова и непревзойденного А.В. Фонвизина.

В институте была достаточно «сильной» кафедра истории искусств. Слушая лекцию о Храмах Владимира, подумал: «Какое же это счастье жить рядом с Храмом Покрова на Нерли и видеть его в любое время». Связывая воедино прошлое и настоящее, причины и следствия, иногда поражаешься иным поворотам судьбы. Случилось так, что после окончания службы в армии, он поселился в живописном местечке Владимирского края, посёлке Мелехово, что под Ковровом. Был потрясен древнерусскими храмами и счастлив возможностью не только созерцать их, но и писать.

Желтые цветы

Однако, работа художника-оформителя при «Ковровском карьероуправлении» не давала возможности в полной мере отдаваться любимому делу, так же, как год преподавательской работы в педучилище г. Городца, где он работал до ухода в армию. А писать захотелось неудержимо и не от времени к времени, а отдавая творчеству всего себя. Творчески Н.Ю. Белов начал работать не столь давно, лет десять назад. Предпочтение отдавал живописи, тайна акварели и её притягательная сила тогда ещё не была им открыта.

В 1987 году, на осенней традиционной выставке в Ковровском историко-мемориальном музее, впервые появляются его живописные работы: «Портрет сына» и «Старость». В дальнейшем творческий поиск художника был отмечен активным стремлением найти свою нишу в живописи. Более всего его привлекали сказочно красивые берега Нерехты, древнерусская архитектура, сельские виды. Пейзажи Н.Ю. Белова всегда оказывались неожиданными. Чаще всего, сквозь декоративное начало его пейзажей проступало нечто ностальгически-напевное, требующее своего разрешения, внимания. Перед его картинами зритель вынужден был останавливаться, в них чувствовалось настоящее творческое начало, личность художника.

Привязанность художника к акварели обнаружилась чисто случайно лет пять назад и имела довольно прозаическое объяснение: не стало хватать денег на краски, холсты. Начинал с обыкновенных и самых дешёвых медовых красок, шел путём проб и ошибок. Войдя во вкус, прочувствовав по-настоящему эту технику, стал серьёзнее относиться к материалу. Начал использовать для работы давно зарекомендовавшие себя краски «Ленинград» и разные сорта бумаги под определённый замысел. Сам художник считает, что чем больше он работает, тем больше понимает насколько богаты возможности акварели и признаётся в том, что только три последних года начал получать удовольствие от работы в этой технике. Действительно, какое это должно быть наслаждение для художника, когда кисть легка, её касания точны, цвет прозрачен, краски чисты, а впереди ещё целая жизнь…

Боголюбово

Творчество Н.Ю. Белова, как акварелиста, вызывало и вызывает неизменный интерес у посетителей выставок. Публику привлекает не только тонкость исполнения акварелей, но и тематика его пейзажей: тихие городские улочки с видами на Храмы, исторические места Владимирского края и заповедной части Коврова, окрестности города и дорогие его сердцу мелеховские этюды. Пейзажи перемежаются с довольно сочными для акварелей натюрмортами и декоративными композициями. Отсутствие «жанра» (фигурных композиций) в творчестве художника, как и в творчестве большинства других акварелистов, возможно, более оправдано, нежели в живописи. Это объясняется возможностями самой техники. Её тонкость, прозрачность и воздушность оказались теми качествами, которые столь необходимы для передачи природы. Пейзажи Николая Белова конкретны, реальны, идут от определённого явления, предмета, но выражают состояние его собственной души, настроения и умения это настроение передать.

Вечереет

К лучшим работам художника можно отнести замечательный пейзаж «Боголюбово». По-зимнему четкий, ясный, контрастный с блестящей композиционной находкой диагонального построения, уводящего взгляд зрителя по занесённым снегом плоскостям крыш деревянных построек к закомарам и куполам Рождественского собора. Невероятно прост и торжественен этот солнечный день в Боголюбове.

Удивителен «камерный» подход в изображении «Старого города», одного из самых красивых, заповедных мест Коврова с видом на Христо-Рождественский и Спасо-Преображенский соборы.

Великолепна «Нерехта». Поэтичный уголок природы, где мир дольний написан, как мечта о мире горнем, с его хрустальной чистотой, с редкими по красоте и нежности красочными эффектами. Подкупают своей трогательной простотой задворки типичного сельского вида в работе «Вечереет», с их незамысловатостью и тихой умиротворённостью.

Нерехта

Хороши также любецкие этюды — этого маленького, обжитого местечка, обетованной земли писателей и художников. Но не только в перечисленных пейзажах присутствует тонко переданное состояние природы, выражающее состояние души художника, её переживаний, неведомых уму, но знаемых сердцем. Пусть зритель сам выбирает то, на что откликнется его душа. Ведь когда в картине художника кто-то другой открывает восприятие мира собственного, очищенного от повседневной суеты, таким, каким он виделся когда-то давно, возможно, в детстве — это ли не самая большая похвала художнику?

Искрится снег, призывно манят в тепло, освещённые окна маленьких, уютных домиков; покосившиеся заборы и отяжелевшие от снега крыши ждут весну; цветёт вовсю сирень и другие неведомые цветы: И всё это — простое и обыденное, виденное тысячу раз, становится вдруг очень важным и значимым, благодаря таланту художника Николая Белова.

Т.Ф. Сафонова
Ковровский историко-мемориальный музей

 

 

:: Каталог выставки в Ковровском историко-мемориальном музее
с репродукциями (июнь-август 2002)
::
:: Репродукции работ ::

На Нерли

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru

webmaster
© www.kovrov33.ru 2000—2020